Первый уровень — директор, педагогический совет (уровень стратегического управления). Директор и педагогический совет определяют стратегию развития гимназии, представляют ее интересы в государственных и общественных инстанциях, Педсовету также принадлежит важная роль в организации научно-методической работы, созданию условий для включения всех педагогов в коллективную деятельность по осознанию общих целей и разработке механизмов их достижения, понятных и обязательных для выполнения всеми. Мы стремимся использовать активные формы подготовки и проведения педагогических советов.
Второй уровень — научно-методический совет, аттестационная комиссия, заместители директора гимназии (уровень тактического управления). Научно- методический совет (НМС) — это коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители предметных кафедр, МО и творческих групп. Второй год его возглавляет заместитель директора по опытно – экспериментальной работе, так как именно его функциональные обязанности в большей степени связаны с разработкой общей стратегии развития гимназии. Это на наш взгляд, позволяет обеспечивать органичную связь уровней стратегического и тактического управления. Ставка заместителя директора по опытно-экспериментальной работе (ОЭР) введена в связи с большим объемом работы, позволяющей осуществлять функционирование гимназии в режиме развития. Заместитель директора по ОЭР организует инновационную деятельность в гимназии, непосредственно участвует в разработке Концепции развития, готовит общий проект программы развития гимназии, инициирует разработку инновационных проектов по различным направлениям деятельности, осуществляет контроль их реализации, координирует отслеживание опытно-экспериментальной работы, добиваясь осознания всеми участниками поставленных целей и выполнение планов их реализации. Он координирует аналитическую деятельность по основным направлениям Концепции развития на основе анализа информации, которая сосредотачивается в информационно-аналитическом центре, осуществляет связь с вузами и академическими институтами в целях развития сотрудничества и создания условий для развития творческих способностей учащихся, их включения в проектную и исследовательскую деятельность, повышения профессионального мастерства педагогов.
Заместитель директора по НМР обеспечивает координацию деятельности структурных подразделений по отработке методической темы, повышению квалификации педагогических кадров, их аттестации. Является заместителем председателя аттестационной комиссии, которая создается с целью аттестации педагогических работников гимназии на присвоение второй квалификационной категории.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе осуществляют контроль выполнения государственных стандартов образования, отслеживают уровень сформированности общеучебных умений и навыков, уровень обученности учащихся, достижений педагогов и учащихся на отдельных кафедрах и в гимназии в целом (это важные показатели эффективности научно – методической работы). Заместители совместно с заведующими кафедрами на основе анализа выявляют проблемы в организации учебно-воспитательного процесса, негативно влияющие на результаты и направляют научно – методическую работу на их решение.
Заместитель директора по воспитательной работе и педагоги - организаторы осуществляют функционирование воспитательной системы гимназии (организация воспитательной деятельности в классных коллективах, в гимназии в целом, дополнительное образование, внеурочная работу с детьми, работа органов ученического самоуправления).
Третий уровень — предметные кафедры, методические объединения, творческие группы учителей, социально – психологическая служба (педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, логопеды), педагогические консилиумы (уровень оперативного управления). Предметные кафедры и методические объединения (методическое объединение учителей истории и обществознания ввиду его малочисленности входит в состав предметной кафедры гуманитарных наук) — это структурные подразделения научно - методической службы гимназии. Они возглавляются заведующими (председателями МО), которые выбираются из состава членов объединения и утверждаются директором гимназии, ведут методическую работу по предмету, организуют внеклассную деятельность учащихся, проводят анализ результатов образовательного процесса.
Творческие группы учителей — это временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Она создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы. Творческая группа может объединять учителей одного или различных предметов, классных руководителей в зависимости от характера решаемой проблемы.
Педагогический консилиум предназначен для изучения личности каждого ребенка и коллектива класса с целью определения их реальных учебных возможностей и уровня воспитанности. В состав консилиума входят руководитель консилиума, заместитель директора гимназии по УВР, педагог-психолог, школьный фельдшер, педагоги, логопеды.
Психологическая служба оказывает существенную помощь педагогам в решении проблем преемственности в организации образовательного процесса гимназии. Проводится диагностика готовности детей к обучению на начальном этапе и при переходе на следующую ступень обучения. Педагоги – психологи являются координаторами переходов с одной ступени на другую, что позволяет снижать риски адаптацинных периодов. Они участвуют в профориентационной и профконсультационной работе на средней и старшей ступенях, изучают микроклимат в классных коллективах, осуществляют экспертизу образовательной среды гимназии. Ими проводится диагностика педагогического и ученических коллективов, родителей на выявление отношения к инновациям и др. Педагоги психологи активные участники совещаний при директоре, педагогических советов. Вопросы организации работы психологической службы, повышения эффективности ее деятельности в управлении качеством образования обсуждаются на заседаниях НМС. Так, на заседании от 24. 03.1 0 № 4 обсуждался вопрос: «Роль педагогов - психологов в повышении эффективность системы психолого – педагогического сопровождения с целью предоставления равных возможностей для обучения разных категорий обучающихся, развития творческих способностей наиболее успешных (мотивированных) учащихся».
Четвертый уровень — объединения обучающихся (уровень ученического самоуправления).
Научное общество учащихся - МАГНИ (Малая академия гимназических наук и искусств) — творческое объединение гимназистов, занимающихся в кружках, научных секциях, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства под руководством педагогов гимназии и ученых вузов и научно-исследовательских институтов города. Руководит работой МАГНИ заместитель директора по ОЭР.