Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №24»

685030, г. Магадан, ул. Наровчатова, д. 23 тел. (4132) 65-78-00
maggimnaz24@mail.ru

Научно-исследовательская деятельность

Научное общество учащихся - МАГНИ (Малая академия гимназических наук и искусств) —  творческое объединение гимназистов, занимающихся в кружках, научных секциях, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства под руководством педагогов гимназии и ученых вузов и научно-исследовательских институтов города. Руководит рабо­той МАГНИ заместитель директора по ОЭР. На протяжении последних трех лет  наблюдается положительная динамика результатов работы с одаренными детьми. Система работы формировалась на протяжении 17 лет. Результаты ее представлялись на семинарах, научно-практических конференциях (например, областной семинар 29.09.09.),  одобрен на расширенном заседании мэрии города Магадана (апрель 2009 года). Большое внимание уделяется формированию преемственности в этой работе. В начальной школе создан клуб «Маленькие  интеллектуалы», проводится научная конференция младших школьников, которая с 2010 года приобрела статус городской. В этой работе принимают участие родители.  На итоговом педсовете в мае 2010 года родители  предложили  предоставить пятиклассникам возможность участвовать в работе этого клуба, чтобы смягчить переходный период и не потерять успешных в исследовательской работе учащихся.

Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования.

Один из наиболее важных и потому активно дискутируемых вопросов проблемы детской одаренности – вопрос о частоте ее проявления. Две крайние точки зрения гласят: все дети талантливы; одаренные дети встречаются редко. 

Чаще всего мы говорим об одаренности детей, если они опережают в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивают человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но  есть  и  другая одаренность. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным  мышлением. При этом способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.

Особенно сложно таким детям с учителями. Бывает трудно не только заметить нестандартного ребенка, но и работать с ним. Т.к. очень часто у творчески одаренного ребенка менее уживчив характер, из-за чего у него не редки сложности   в общении.

Многие талантливые дети на  первый взгляд ни чем не выделяются,  и  нужен  большой  опыт, специальные  знания, чтобы  заметить  их  в  общей  массе.  Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми.

Следует отметить, что под влиянием различных факторов может происходить развитие признаков одаренности детей или их «угасание».

Поэтому целостный подход  к  одаренному  ребенку как к личности необходим, чтобы суметь  развить  его способности, реализовать его  дар.  Более  того лишь  понимание  личностной непохожести  одаренного  ребенка  дает  реальную  возможность   понять   его творческий и интеллектуальный потенциал.

Система организации работы с одаренными детьми включает следующие направления: 

  • информационно-аналитическое; 
  • мотивационное; 
  • планово-прогностическое; 
  • структурно-методическое; 
  • координационно-регулирующее. 

Т.о. работа с одаренными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, мотивационно-целевую поддержку деятельности педагогов, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

В гимназии разработана система выявления одаренных детей и создан информационный банк: 

  • наличие и качество образовательных технологий;
  • материально-техническая база; 
  • работа с родителями, вузами; 
  • сведения об учителях и учащихся. 

Для обеспечения физического, психического, психологи­ческого, нравственного и социального здоровья детей необходимо  совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки и сопровождения участников образовательного процесса. В этом контексте психологическое сопровождение об­разовательного процесса выступает в качестве неотъемлемого элемента образовательной системы, без кото­рого невозможно достижение позитивных результатов при работе с одаренными детьми.

Совершенствование системы работы с одаренными детьми осуществляется в следующих направлениях:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование у одаренных учащихся адекватной самооценки;
  • принятие мер по охране физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов и психологических срывов;
  • предупреждение изоляции в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах методики работы с одаренными детьми  и / или, имеющими высокий уровень  интеллектуального развития мотивации.

Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы  педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска; психологическую компетентность, широту и гибкость педагогического мышления; зрелость педагогического самосознания, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Работу гимназии в данном направлении можно охарактеризовать:

  • достаточно высокой теорети­ческой, методической  и технологической подготовкой педагогов,
  • наличием  положитель­ного опыта осуществления инновационных преобра­зований в учебно-воспитательном процессе, наличием эффективной научно-методической поддержки уси­лий учителей в совершенствовании образовательной деятельности (научными консультантами гимназии, предметных кафедр, инновационных проектов   яв­ляются один доктор и четыре  кандидата наук);
  • сотрудничеством с учеными специалистами в различных областях.  Более 20 ученых,  преподавателей вузов  (среди них  четыре  доктора и пять кандидатов наук) постоянно   сотрудничают с гимназией, осуществляют научное консультирование исследовательских работ учащихся, являются членами жюри на  заседаниях секций   научной конференции Малой академии гимназических наук и искусств и научной конференции  младших школьников «Мы открываем мир», которые  проводятся ежегодно;
  • благо­приятным нравственно-психологическим климатом в педагогическом коллективе.

Серьезная работа по выявлению и поддержке одаренных детей ведется на всех кафедрах, организованных в гимназии.

Учителя используют разнообразные формы активизации мыслительной деятельности учащихся. Применяются нетрадиционные формы уроков, проводятся практические и лабораторные работы, что в значительной степени способствует формированию интереса к предметам, позволяет включать значительную часть учащихся в самостоятельную учебную деятельность.

С целью усиления влияния обучения на познавательное, нравственное, коммуникатив­ное, эстетическое и физическое развитие  и проявле­ние их индивидуальных способностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий: урок-экскурсия;  урок-путешествие; урок-зачет; урок-соревнование; урок взаимообучения; интегрированный урок; урок-аукцион; урок-игра; урок-защита проектов.

Организация  научно-исследовательской деятельности учащихся способствует:

  • повышению мотивации к самостоятельной учебной деятельности для получения личностно значимых знаний;
  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам естественнонаучного цикла, развитию представлений о межпредметной связи;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
  • развитию умений самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
  • развитию умений грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • профессиональному самоопределению учащихся.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся, осуществляемая на уроках, продолжается во внеурочное время в рамках Малой академии гимназических наук и искусств, участия гимназистов в конкурсах, смотрах интеллектуальных играх, олимпиадах, научных конференциях школьников разных уровней.

Формами организации внеурочной деятельности являются предметные олимпиады, тематические конкурсы газет, познавательные игры, КВН, интеллектуальные игры, конкурсы различных уровней.

Учителя стремятся по возможности использовать современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), позволяющие сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования.

Такая целенаправленная работа приводит к положительным результатам. Под руководством учителей ученики являются постоянными победителями и призерами городских и областных олимпиад, достойно участвуют в школьных, городских, областных, региональных и всероссийских конкурсах, конференциях. После окончания школы, такие дети остаются успешными и в престижных ВУЗах страны.

В последние годы наблюдаются положительные тен­денции в развитии учебного заведения:

  • существенно возросла конкурентоспособность об­разовательного учреждения (практически отсутствует отток учащихся в лицеи и другие  гимназии; увеличилось коли­чество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения; больших, чем прежде, успехов достигли учащиеся и педагоги школы — участники городских, областных и всероссийских  олимпиад, смотров, кон­курсов);
  • более эффективным стал процесс содействия личностному, духовно-нравственному и социальному развитию позна­вательному, коммуникативному и информационному,  физическому развитию  учащихся;
  • наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельнос­тью в школе (выявлено на основе наблюдений и анке­тирования  учащихся, родителей и педагогов);
  • значительно обогатился  коллективный теоретический  методи­ческий  опыт;
  • для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.

Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога.

Одаренные дети — целый мир, особый мир детства.