Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №24»

685030, г. Магадан, ул. Наровчатова, д. 23 тел. (4132) 65-78-00

ou24@magadangorod.ru

 

Электронный журнал
Навигатор
Учись, развивайся, помогай - получай бонусы!
Платформа, на которой ты получаешь бонусы за то, что становишься лучше сам и помогаешь улучшить жизнь других людей!
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России.
«Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования»
ДЕЛАЕМ ГОРОД КОМФОРТНЕЕ
Выбирайте общественные территории и дизайн‑проекты благоустройства, следите за реализацией победивших проектов, участвуйте в развитии своего города.
Год педагога и наставника
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Народный фронт

Психологическая поддержка учебно-воспитательного процесса в МОУ «Гимназия №24»

Психологический кабинет в гимназии – своеобразный, удивительный островок, где решаются самые сложные вопросы психологической помощи детям, родителям, педагогам, проводятся циклы лекций, коррекционных занятий, тренингов, уроков …

В МОУ «Гимназия №24» 16 лет существует психологическая служба. За это время создана своя модель ее деятельности, выработалась стратегия и тактика работы с детьми разного возраста, наладилась система отношений с учителями, администрацией, представителями науки, психологическими и медицинскими центрами города. В гимназии уже не стоит проблемный вопрос: «Нужна ли школе психологическая служба?». «Безусловно, нужна!» - ответит каждый участник образовательного процесса.

Сегодня она является одним из структурных компонентов учебно-воспитательной системы гимназии, которая обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.

Основной целью деятельности психологической службы является гармонизация отношений личности к миру и к самому себе, создание необходимых условий для обеспечения психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Педагоги - психологи гимназии:

  • содействуют личностному, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию учащихся;
  • оказывают педагогическому коллективу поддержку в гармонизации психологического климата; преемственности на всех ступенях образования;
  • обеспечивают возрастной подход в образовательном процессе (в течение учебного года психологами проводится около 200 индивидуальных и групповых консультаций);
  • создают психологические условия для охраны здоровья всех участников образовательного процесса;
  • участвуют в разработке и реализации целевых программ «Трудный подросток», «Семья и школа», «Здоровье», «Одаренный ребенок» и инновационных образовательных проектов в рамках городской, областной и федеральной площадок; распространении и внедрении в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
  • сотрудничают с учеными академических институтов и вузов города; городским методическим кабинетом, Магаданским ИПК и ПК; Центром помощи семьи и детям; областной и городской Медико-психолого-педагогической комиссией; Центром планирования семьи; Центром профилактики СПИДа; наркологическим кабинетом; Центром занятости населения; Магаданской и Синегорской епархией - Епископом Гурием, руководителем отдела образования и катехизации - диаконом Евгением Беляковым.

Стало традицией участие школьников в научно-практических конференциях гимназии, города, области в секции «Психология». В течение 16 лет школьники занимали призовые места в этой области.

Так как в настоящее время в МОУ «Гимназия №24» сложилась собственная инновационная образовательная система, и дея которой формирование творческого образовательного пространства на основе сотрудничества всех участников учебно-воспитательного процесса, то алгоритм изучения эффективности используемых механизмов отслеживания инновационных процессов средствами психологической службы представляется следующим образом:

  • определение целей и задач изучения (основная цель заключается в выявлении способности данной инновации содействовать развитию личности);
  • подбор критериев и показателей для определения результативности инновационных процессов, на этом этапе определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности ОЭР (критерием утомляемости является режим дня, перегрузка занятий; критерием нравственности является – уровень воспитанности, сформированности классного коллектива и т.д.). Мы проводим многолетние диагностические исследования с неизменными критериями и методиками (адаптация, карта развития классного коллектива). Необходимо отметить хорошую включенность педагогов в диагностический процесс;
  • выбор методик изучения. В своей работе используем методики ШТУР;
  • Я.Л. Коломенского, Л.Н.Луташкина, Р.С. Немова и многое другое, стараемся отбирать классические методики, анкеты часто составляем самостоятельно или используем анкеты, предлагаемые данной инновацией;
  • подготовка диагностического инструментария;
  • исследование, анализ, оценка и обсуждение результатов обучения, при анализе особое внимание уделяем изменениям показателей в течение нескольких лет, обсуждение результатов проводится на заседаниях педагогического совета, НМС, консилиумах и т.п.

Каждая инновация вводимая в гимназии нуждается в разработке диагностического инструментария (подбор механизмов отслеживания) потому, что при отсутствии достоверной подвергнутой тщательному анализу информации ставится под сомнение целесообразность психолого-педагогической деятельности.

Основные направления работы психологической службы МОУ «Гимназия №24»:

  • психолого-педагогическая диагностика носит ограниченный характер, предусматривается только четыре обязательных минимума:
    • прием детей в гимназию (диагностика по специально разработанной программе Гуткиной); (график уровней)

    • на начальном этапе обучения для выделения групп детей, требующих специального индивидуального подхода (адаптация детей к школе);

    • при переходе в среднее звено (мотивация обучения);

    • на этапе формирования профильных классов (по специально разработанным методикам). (адаптация, отношение к профильным курсам).

Диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам осуществляются и обрабатываются классными руководителями и интерпретируются совместно с психологами.

  • Цель аналитической и прогностической деятельности – психологическая поддержка учебного процесса на основании данных мониторинга (развитие образовательной среды), наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов (направленность личности педагога, учитель глазами ученика, ученик глазами учителя и др.).

  • Психологическое обеспечение управленческих процессов в гимназии достигается за счет участия педагогов-психологов в разработке долгосрочных программ развития гимназии, осуществлении диагностики социально-психологического климата в коллективах педагогов и классов, реализация здоровьесберегающих технологий (программа «Здоровье», «Трудный подросток», «Семья и школа», «Одаренный ребенок»)

  • Психопрофилактическая деятельность.
    Строится в соответствии с планами работы кафедр и гимназии в целом. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах, НМС, психолого-педагогических семинарах, консилиумах; включает в себя обучение педагогов проведению диагностических мероприятий, интерактивному взаимодействию учителя с родителями, учителя с учениками. С учащимися психологи взаимодействуют на классных часах, с родителями - на родительских собраниях, групповых и индивидуальных беседах. Ежеквартальные психолого-педагогические семинары для учителей стали нормой работы психологов.

  • Диспетчерская деятельность сегодня приобретает особое значение. Педагоги-психологи, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих медицинские, психологические услуги, направляют школьников на консультации или в коррекционные группы, имеющиеся в этих учреждениях (поликлиники, центр помощи семье, наркологический центр, центр занятости населения и др.).

  • Коррекционная и развивающая работа. Психологи организуют эту работу в виде специальных индивидуальных занятий, факультативов, в рамках часов школьного компонента. 

    Со школьниками, которым необходима психологическая помощь проводятся тренинги, уроки, индивидуальные беседы с применением современных методов коррекции: сказкотерапия, арт-педагогика и др...
  • Психолого-педагогическое консультирование. Консультирование в основном носит характер оказания помощи педагогам по психологическим аспектам профессиональной деятельности, по личным проблемам школьников. Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам школьников (например: особенности взаимодействия с детьми подростками и т.п.).

  • Методическая работа включает сотрудничество с администрацией гимназии по проблемам реализации поставленных перед школой задач, в том числе участие в составлении плана работы гимназии, в заседаниях НМС, кафедр, экспертных групп, аттестации педагогов и др.

Педагоги-психологи осуществляют профессиональную деятельность, направленную на гармонизацию отношений в образовательной среде и сохранение соматического, психического и социального здоровья всех участников, организует деятельность по формированию психологической культуры.

Повышение эффективности образовательной функции учебного заведения силами психологической службы содействует созданию конструктивных отношений в диаде «ребенок-взрослый» через повышение психологической компетентности детей и взрослых по вопросам межличностных взаимодействий, способствуют развитию умения понимать и уважать чувства других людей, обучают релаксационному навыку посредством техники саморегуляции.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
В МОУ «Гимназия №24» важнейшей задачей модернизации является обеспечение качественного образования, его индивидуализации и дифференциации, которая реализуется, во-первых, путем предупреждения адаптационных кризисов и смягчения нормативных кризисов возрастного развития, во-вторых, путем определения причин школьной неуспеваемости и их коррекции. 

Постановка задач, их теоретическое обоснование, психологическая экспертиза проектов, оценка их эффективности, их интеграция в текущую деятельность гимназии и соответствие стратегическим направлениям – решается благодаря тесному сотрудничеству с кафедрой психологии Северо-восточного государственного университета, а именно Кузнецовой С.А. кандидатом психологических наук, которая является нашим научным консультантом. 

Помимо решения стратегических задач, сотрудники службы включены в решение и актуальных, ситуативных проблем. Ведется индивидуальное психологическое консультирование учеников, их родителей, педагогов по мере обращения за помощью.

Таким образом, целесообразно спланированная деятельность психологической службы повышает ее эффективность, позволяя сосредоточить усилия небольшого числа сотрудников на важнейших вопросах образовательного процесса гимназии.

Педагоги-психологи: Аверьянова А.А., Тимофеева О.А.

"Сайт МАОУ «Гимназия № 24» осуществляет сбор персональных данных с использованием Интернет-сервиса «Яндекс.Метрика» на условиях Политики в отношении обработки персональных данных.